Уважаемые коллеги!
Всем Вам известно о том, что МВД России подготовлен проект постановления Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», который широко обсуждался и продолжает обсуждаться в настоящее время.
Мы публикуем данные материалы о работе над проектом с целью развеять мифы и легенды, специально распространяемые некоторыми лицами и организациями, называющими себя «профессиональным сообществом», цель которых — создание информационного хаоса и затягивание процесса принятия нормативных документов, которые будут по-новому регулировать процесс подготовки водителей и приема экзаменов. Вызывает удивление та волна лжи, которая выплескивается с сайтов этих «общественников», вводя в заблуждение и директоров автошкол, и широкую общественность.
Безусловно, эта истерия связана с законодательным запретом самоподготовки, дальнейшей невозможностью реализации «серых» схем, связанных с торговлей свидетельствами об обучении, и скорого прекращения деятельности «портфельных» автошкол, существующих исключительно на бумаге.
В ход идут все возможные средства: запугивание автоматизированными автодромами, сознательное искажение фактического материала, оскорбления руководителей крупнейших ассоциаций, представителей государственных органов, проводимых автошколами общественных мероприятий, на которых профессиональным большинством в диалоге с органами законодательной и исполнительной власти вырабатываются решения, определяющие дальнейшее развитие системы подготовки водителей.
Материалы СМИ по обозначенной проблеме:
Подробнее о том, как шла работа над проектом.
Когда был разработан первоначальный вариант Постановления Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», он был опубликован на сайте раскрытия правовой информации и направлен Всероссийскому экспертному совету для изучения и внесения предложений. Эксперты со всей страны (в экспертный совет входят представители крупнейших российских и региональных ассоциаций, профильных министерств, ведомств, СМИ, ученые), проанализировав содержание представленного документа, направили свои экспертные заключения в адрес МААШ, которые мы обобщили и на основе которых подготовили таблицу поправок к проекту. Поправки были направлены разработчикам, после чего в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения состоялось совещание с участием разработчиков, членов экспертного совета и представителей профильных министерств. По итогам проведенного обсуждения в проект были внесены изменения, учитывающие предложения профессионального сообщества и представленные заключения экспертов. В настоящее время на сайте раскрытия правовой информации опубликован доработанный вариант проекта, который был одобрен участниками XVI Международной конференции «Автошкола-2013».
Проанализируем основные нововведения:
1. Разделение экзамена в ГИБДД на два этапа.
Изначально проектом предполагалось, что и прием экзаменов, и обучение в автошколах разделится на два этапа, поскольку допуск к учебной езде на дорогах был предусмотрен только после сдачи теоретического экзамена и экзамена по первоначальным навыкам управления ТС на площадке.
Эксперты спрогнозировали, что применение данной нормы приведет к увеличению сроков и цен на обучение, создаст трудности для качественного освоения знаний, которое достигается при параллельном изучении теории и практического вождения.
В доработанном варианте проекта уже нет допуска к обучению в городе через экзамен в ГИБДД. Автошколы будут сами выстраивать свой образовательный процесс. При этом в ГИБДД надо будет прийти дважды: первый раз для сдачи теоретического экзамена и площадки, а по окончании обучения и выдачи свидетельства – на экзамен по вождению в условиях дорожного движения.
Такая система приема экзаменов исключит возможность продажи свидетельств недобросовестными автошколами, а добросовестным даст возможность применения индивидуального подхода к ученику при обучении вождению в городе и вывода его на экзамен в ГИБДД по мере полной готовности.
2. Транспортные средства, на которых принимаются практические экзамены.
В первом варианте проекта указывался целый перечень, кем может предоставляться экзаменационное транспортное средство: образовательной организацией, Госавтоинспекцией, иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, либо кандидатом в водители.
По этому поводу эксперты высказали мнение, что применение данной нормы приведет к необоснованной коммерциализации предоставления транспортных средств для приема практических экзаменов и будет способствовать развитию «серых» схем» оказания образовательных услуг и возникновению коррупционной составляющей.
В доработанном варианте проекта забота о предоставлении транспортного средства снята с автошкол и возложена на плечи кандидатов в водители. При желании автошколы смогут предоставлять свой транспорт на основе договоров, поскольку экзамен в ГИБДД не входит в программы обучения.
3. Прием экзаменов на автоматизированых автодромах.
Первым вариантом проекта предполагалось не принимать экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством у тех, кто прошел обучение на автоматизированном автодроме.
Эксперты расценили, что применение данной нормы создаст условия для недобросовестной конкуренции и заведомо неравные условия для сдачи экзаменов кандидатами в водители.
В доработанном варианте проекта этот пункт пересмотрен. Теперь обязательно будет выезд экзаменатора на внутренний экзамен в автошколу, у которой есть автоматизированный автодром, и при успешной сдаче промежуточная аттестация зачтется в качестве экзамена по первоначальным навыкам управления ТС.
При этом любая автошкола, у которой есть условия для приема теоретического экзамена (компьютерный класс) и экзамена на площадке (неавтоматизированной) может подать заявку, в соответствии с которой ГИБДД организует прием экзаменов с использованием учебно-материальной базы данной организации.
Безусловно, этот пункт угрожает благополучию «серых» и «портфельных» автошкол, поскольку при такой системе они сразу станут видны. Автошколы, не имеющие классов и площадок – не смогут подать заявку на прием экзаменов в своей автошколе. А ученикам станет несложно разобраться в ситуации.
Не поэтому ли мы так часто в последнее время слышим призывы об отмене площадок и приеме первого этапа экзамена? Возникает закономерный вопрос: а как эти организации смогли получить лицензии и реализовывать примерные программы подготовки водителей?
4. Допуск семнадцатилетних к экзаменам на категории «В» и «С».
В соответствии с первым вариантом проекта к экзаменам допускались не все семнадцатилетние, а только прошедшие подготовку в определенных учреждениях.
В настоящее время данный пункт приведен в соответствии с законом и гласит, что « Лица, прошедшие подготовку по программам профессионального обучения водителей транспортных средств категорий «В» и «С» для несовершеннолетних в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и имеющих соответствующую лицензию, допускаются к экзаменам на категории «В» и «С» по достижению семнадцатилетнего возраста».
В дополнение к внесенным корректировкам,
участниками конференции «Автошкола-2013» были сформулированы поправки в Приложение 2 проекта постановления «Требования к транспортным средствам и прицепам к ним, используемым для практических экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий».
В частности, предложено пересмотреть требования экзаменационным транспортным средствам:
- категории «А» — на мотоциклах без коляски с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 125 куб. см и максимальной конструктивной скоростью не менее 110 км/ч;
- категории «C» — на транспортных средствах категории «С» с максимальной разрешенной массой более 7500 кг, длиной не менее 7 м, шириной не менее 2,40 м, максимальной конструктивной скоростью не менее 90 км/ч;
- категории «CE» — на автопоезде, состоящим из тягача — транспортного средства категории «C», требования к которому установлены подпунктом 6) настоящего пункта и двухосного прицепа более 6 м в длину с дышлом;
- категории «D» — на транспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, имеющем более 20 сидячих мест помимо сидения водителя, длиной не менее 7 м, шириной не менее 2,40 м и максимальной конструктивной скоростью не менее 80 км/ч;
В настоящее время данные предложения направлены разработчикам проекта, а на сайте ГАИ России размещено следующее информационное сообщение:
«Выступая перед участниками Конференции, начальник отделения экзаменационной деятельности Госавтоинспекции МВД России подполковник полиции Николай Гиляков представил на открытое обсуждение экспертного сообщества доработанный проект постановления Правительства Российской Федерации «О допуске к управлению транспортными средствами», предусматривающий новый порядок сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений. В ходе детального обсуждения проекта собравшиеся отметили, что предложения профессионального сообщества во многом учтены при доработке проекта, и в целом представленный вариант был одобрен. В рамках обсуждения проекта в адрес разработчиков поступили различные предложения, в том числе по корректировке Требований к транспортным средствам и прицепам к ним, используемым для практических экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
Предложения, выработанные участниками Конференции, будут рассмотрены при окончательной доработке проекта постановления Правительства».
Уважаемые коллеги!
Мы с Вами добились отмены самоподготовки!
Мы с Вами смогли отстоять необходимость законодательного закрепления категории «М»!
Мы смогли запустить работу Всероссийского экспертного совета!
Все это было бы невозможно без поддержки и Вашего активного участия с мест. Только вместе, только объединив усилия с органами и законодательной, и исполнительной власти, мы сможем достичь цели по реформированию системы, по созданию комфортных условий для деятельности образовательных организаций, по формированию социального партнерства и с государством, и с обществом.
Выполняя взятые на себя обязательства по обучению водителей, зачастую работая с детьми, подростками, инвалидами, проводя работу по пропаганде БДД, автошкола должна рассчитывать на помощь и поддержку государства, на адекватную нормативную базу, которую создаст государство. Сегодня в новой нормативной базе нам нужны такие правовые акты, которые исключат саму возможность допуска к образовательной деятельности недобросовестных организаций, осуществляющих ценовой демпинг в сфере подготовки водителей за счет невыполнения программ обучения. И мы очень надеемся, что вновь разрабатываемые документы создадут среду для более качественного функционирования всей системы подготовки и допуска водителей к участию в дорожном движении, что в итоге повлечет снижение аварийности в нашей стране.
Руководство МААШ